Божественная литургия в Неделю сыропустную

 

18 февраля, в Неделю сыропустную, Воспоминания Адамова изгнания и в день отдания праздника Сретения Господня, иерей Илия Филатов совершил Божественную Литургию.

После сугубой ектении отец Илия прочитал молитву о мире на Украине.

По отпусте Литургии была совершена вечерня с чином прощения.

История этого чина восходит к египетским пустыням IV-V вв. Там монахи-пустынники собирались в последнее воскресенье перед постом, вместе молились, просили другу у друга прощения и расходились, а затем в уединении молились, постились и трудились весь Великий пост. Монастырские ворота закрывались до самого праздника Входа Господня в Иерусалим, или, как у нас говорят, Вербного Воскресенья, когда подвижники возвращались в монастырь, чтобы вместе встретить праздник Пасхи.

Постепенно этот благочестивый обычай широко распространился и вошел в повсеместную практику на христианском Востоке. Но особенно его полюбили на Руси. Каялись и просили взаимного прощения везде – от царских палат до убогих хижин. В исторических актах времен царя Бориса Годунова сохранилось любопытное свидетельство, датированное 1598 годом: «Сначала митрополиты, архиепископы, епископы благословили царя и дали ему прощение. А после них — архимандриты, игумены и честные старцы; и все от него получили прощение. И получив благословение, начинали труд святой Четыредесятницы».

Сохранились также воспоминания иностранцев о чине прощения. В начале 17-го века француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не виделись, – целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, «прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд «прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощенное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.

Чин Прощения в наше время.

По отпусте (в конце) вечерней службы Недели Сыропустной священник (духовенство) обращается со словом назидания, которое заканчивает словами:

«Благословите мя, отцы святии и братие, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во все дни жизни моея: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Сказав это, он совершает земной поклон перед предстоящим людям. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Прихожане же, в свою очередь, подходят к священникам и прикладываются ко Кресту со словами «простите меня», на что священник от лица всей Церкви отвечает: «Бог простит, меня простите». Потом все находящиеся в храме испрашивают прощения друг у друга.

Святая церковь в Прощенное воскресение вспоминает грехопадение первых людей и потерю рая. Этим она напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. Иисус Христос пришел к человекам, чтобы спасти род человеческий и даровать ему потерянный рай и жизнь вечную. Но чтобы получить спасение, надо покаяться. Первые слова проповеди Иисуса Христа – это призыв к покаянию. «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4.17).

 

Просмотры (29)