История храма

 

 

 

Христорождественский храм в селе Старокленское берет свое начало в далеком XVII веке.  Точной даты появления в селе храма, к сожалению, нет. Но в окладной книге 1676 года упоминается село Старокленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и, что «у тое церкви церковные земли двадцеть четвертей в поле, в дву потомуж. Сенных покосов на сорок копен. Земли и луги великого государя жалованья. А иных никаких угодей нет. У тоеж церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльской. В приходе той церкви: сто двадцеть два двора  детей боярских, дватцеть два двора  бобылей и нищих. И всего сто сорок семь дворов. И по скаске, за рукою тое церкви попа Григория и по новому(1676г.) окладу, доведетца с тое церкви дани четыре рубли двадцеть алтын три деньги, пошлин гривна. А преж сего с тое церкви дани было рубль пять алтын. И перед прежним прибыло три рубли пятьнадцеть алтын три деньги».

В 1773 году в селе вместо упоминаемой в XVII столетии деревянной церкви была построена новая также деревянная церковь с прежним храмонаименованием, которая из-за ветхости также была разобрана.

Стоит отметить, что в разное время храм относился к разным епархиям, а село – разным губерниям: Тамбовской, Рязанской, Воронежской.

О существующем сегодня в селе Старокленское  каменном храме в книге священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», изданной в 1884 году написано:  «Существующая ныне в селе Старом Кленском каменная Христорождественская церковь начата постройкою в 1850 году, а окончена  в 1857 году, при оной придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1869 году. Церковной земли, бывшей первоначально в чрезполосном владении с прихожанами в количестве 40 десятин, в 1859 году отмежевано усадебных 4 и пахотных 34 десятины. Но плана и межевой книги на отмежеванную землю  у  причта не имеется. В приходе, состоящем из одного села, при 578 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 2079, женского пола – 2126, в том числе грамотных: мужского пола – 500, женского пола – 70. Кроме земледелия, жители Старого Кленского  занимаются преимущественно шерстобитством валяньем сапог, благодаря чему живут все порядочно. В причте при Христорождественской  церкви по штату 1803 года положено было 2 священника (при 184 дв.), по штату 1873 года определено быть 1 священнику и 2 псаломщикам, с 1885 года состояли 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик, указом св.Синода от  25 августа 1886 года открыта вакансия 2 штатного священника».

В селе сохранились места по улице Садовой и за улицей Первомайской, где в давние времена  были большие запасы глины. Здесь  сельчане соорудили печь и формировали кирпич. Вначале делали кирпич – сырец, его сушили, обжигали в печи. Для  крепости в раствор, который использовали при кладке кирпича, добавляли яйца, приносившиеся женщинами всего села.

Храм является двухпрестольным: главный алтарь – в честь Рождества Христова, правый придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому старокленцы отмечают два престольных праздника: Рождество Христово(7 января) и Покров Пресвятой Богородицы(14 октября).

 Примерно в 1890 году  в церковь были куплены колокола, в установке которых принимали участие жители села.

Храм изначально отапливался. Для его отопления в подвале была сложена  больших размеров печь. По всему полу церкви были  вставлены железные решетки на определенном расстоянии друг от друга, через которые проходило тепло из подвала в помещение церкви. Дрова для отопления храма специально привозили из леса с той делянки, которая приходилась для жителей села.

С 1917 года начались гонения на церковь. Многие храмы закрывали, а некоторые вообще были разрушены. Но к великой радости народа, храм Рождества Христова в селе Старокленское не был разрушен. Но страшная волна тех лет все же коснулась сельской церкви.

Примерно в 1930 году с колокольни были варварски сброшены колокола. В  день,  когда местная власть решила сбросить колокола, были созваны все жители села,  которые со слезами смотрели за происходящим и молились Богу о том, чтобы не разрушали храм. Большой колокол при падении частично разбился. Его частицы подобрали сельчане и до сих пор, как великую святыню, хранят их в семьях. После колокола с трудом  погрузили на телегу и увезли на переплавку.

С иконы в честь Казанской Божией Матери была снята риза, украшенная особыми драгоценностями. Старожилы вспоминают, что эту икону хотели вообще изъять, но по Божьей милости этого не произошло. В целом храм сохранился, не подвергся разрушению.

 

Отец Иоанн Чучукин

Отец Иоанн Чучукин

 

В те годы настоятелем храма был отец Иоанн Николаевич Чучукин  (1906 г..р),  уроженец села Богородицкое Скопинского уезда Московской области. Он стал жертвой репрессий. Отец Иоанн был арестован в 1936 году. Шесть лет он мучился в Магаданских лагерях. Военным трибуналом войск НКВД   по Дальстрою по статье 58-10 ч.2 УК  РСФСР за контрреволюционную агитацию был приговорен к расстрелу. Приговор исполнен седьмого апреля 1942 года.  Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 03.10.1991г.

В 1939 году (по другим источникам в 1937) храм  былзакрыт  с  официальной формулировкой «по решению общего собрания граждан». Далее здание использовалось под зернохранилище и требовало капитального ремонта.

Верующие жители села Старокленского неоднократно выступали с ходатайствами об открытии Христорождественской церкви перед Советом по делам РПЦ по Тамбовской области. На основании данных ходатайств была сформирована комиссия для проведения технического осмотра здания храма, в состав которой входили: Т.Дегтярев — представитель Первомайского райисполкома; М.Жеребцов — председатель сельсовета; технический десятник Райдоротдела С.Тульский. Из акта Технического осмотра здания церкви II-го Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области от 18 июля 1944 года:

«…Здание кирпичное крытое железом, лаги и пол деревянные, стулья кирпичные, перекрытия кирпичные, имеются следующие недостатки: крыша требует текущего ремонта, полы пришли в негодность на 75%, оконные пролеты не застеклены, для устойчивости лаг требуется установить опоры из твердой породы. В остальном, здание является годным для эксплуатации…». (ГАТО. Ф. Р-5220. Oп. 1. Д.45).

Из письма председателя Совета по делам русской православной церкви при СНК  СССР тов.Карпова уполномоченному Совету по делам русской православной церкви при СНК СССР тов.Якимову от 13 января 1945 года №125:

«Сообщаю, что Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, согласно заключениям верующих, разрешил открыть по одной церкви в селах: Ст.Кленское, Первомайского р-на; Текино, Сампурского р-на и Мордово, Мордовского р-на.

Решение Совета об открытии церквей в названных населенных пунктах одобрено СНК СССР (распоряжение СНК СССР № 511 рс от 11 января 1945 г.). Возвращая при этом заявления верующих, Совет предлагает Вам в 3-х дневный срок послать распоряжения Первомайскому, Сампурскому и Мордовскому райисполкомам о заключении договора на передачу здании церквей и культового имущества и поставить в известность заявителей верующих».

На основании решения Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР от 11 января 1945 г. была зарегистрирована религиозная община (приход), находящаяся в селе Старокленское Первомайского района, в пользование которой было предоставлено церковное здание «для удовлетворения религиозных нужд». Из акта Технического осмотра здания церкви комиссией в составе председателя Первомайского райисполкома А.В.Алымова, председателя I — го Старокленского сельсовета И.Е.Дрожжнна, председателя II-го Старокленского сельсовета Е.А. Честных в присутствии руководящего органа церковной двадцатки Христорождественской церкви с.Старокленское в лице М.Л. Брыксиной, А.Н. Ожерельева и З.И. Ожерельева от 1 марта 1945 года следует, что здание Христорождественской церкви требует проведения ремонтных работ, в частности: замены всех дверей, ремонт пола, потолка, каменных ступеней, замены кирпичных сводов и осуществление внутренних ремонтных работ. «Без проведения вышеуказанного ремонта и подготовки помещения для исполнения религиозных обрядов не пригодно и сбор в нее верующих не может быть допущен. Все вышеперечисленные работы исполнительный орган берет». (ГАТО. Ф. Р-5220. Oп. 1. Д.45 Л.67).

После открытия храма  были назначены два священника. Из письма Тамбовской епархии от 22 января 1945 года уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Тамбовской области:

«…Решением Архиепископа Луки протоиерей Михаил Троянский назначен настоятелем, священник Петр Бузаев — на должность второго священника к церкви с.Старокленское Первомайского района».

Протоиерей Михаил Троянский родился в 1868 году в селе Новокленское Первомайского района Тамбовской области. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и 15 октября 1895 года Преосвященным Александром епископом Тамбовским рукоположен во священника  к церкви села Сержалы Моршанского района. 27 сентября 1924 года Преосвященным Иоанном епископом Моршанским возведен в сан протоиерея. В с. Сержалы состоял на службе с 1895 по 1930. С 1931-1933 годы служил в с. Екатериновке Ракшииского района Тамбовской области. В 1932 году ко Дню Святой Пасхи Преосвященным Серапионом епископом Моршанским награжден палицею. С 1934-1936 гг. в с. Покрово-Васнльеве, Пичаевского района Тамбовской области. В 1934 году ко Дню Святой Пасхи Высокопреосвященным Сергием Митрополитом Московским награжден наперстным крестом.

В 1937 году Преосвященным Венедиктом епископом Тамбовским и Мичуринским определен в с. Новобогоялснское Первомайского района, В 1938 году переведен в с.Старокленское Первомайское района, В 1942 году 11 ноября был судим по 59 статье «На основании директивы Н.К.В.Д, Н.К.Ю, н прокуратуры СССР 23.10 № 467». Освобожден 14 октября 1943 года.

 Брат протоиерея Михаила Троянского Иван Ефимович Троянский прославлен РПЦ в сонме священномучеников.

«Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Новокленское Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

После смерти жены о. Иоанн в 1922 году был рукоположен обновленческими епископами во епископа. В ноябре 1924 года он прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года он принес покаяние и как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. 9 марта 1932 года епископ Иоанн был назначен на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре после назначения он был арестован и приговорен к трём годам ссылки. По возвращении из ссылки в 1935 году он был назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе Торопце Тверской области. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью.

Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, — это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники.

23 июля 1937 года епископ Иоанн был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.

— Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?

— Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого, я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы, — ответил епископ.

— Ваши взгляды на обновленчество?

— По каноническим правилам обновленчество — это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, православная церковь с обновленчеством борется.

— Ваше личное влияние на обновленчество по Великолукской епархии?

— Личного видимого влияния на обновленчество мною не проявлялось, тем не менее за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества.

— Следствие располагает данными, что вы как епископ с целью привлечения к церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?

— Да, признаю, что я… иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.

— Вы допускали в своей деятельности проповеди вне стен церкви?

— Да, признаю себя виновным, что я произносил проповедь религиозного содержания вне стен церкви.

Вызывались свидетели — из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа. «Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: «Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий». Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».

В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.

31 августа Тройка НКВД приговорила преосвященного Иоанна к расстрелу. Епископ Иоанн был расстрелян 4 сентября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания» [Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».
Тверь, Издательство «Булат», т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001
.].

Согласно информации, содержащейся в справке о регистрации служителя русской православной церкви от 24.08.1945 № 296, в качестве настоятеля религиозной общины (прихода) Христорождествснской церкви, находящейся в селе Старокленское Первомайского района с правом совершения религиозных обрядов и треб по культу русской православной церкви был зарегистрирован священник Димитрий Алексеевич Москалев, а постановлением архиепископа Луки от 21 августа 1945 года протоиерей Михаил Троянский был переведен на вторую вакансию священника при данной церкви.

Постановлением архиепископа Луки от 6 ноября 1945 года настоятелем Христорождественской церкви с. Старокленское назначен священник Иоанн Семенович Новиков. Священник  Иоанн Семенович Новиков родился в 20 августа 1891 года. В 1931 году служил в селе Озерки Чернавского района Рязанской области, в 1932 году – в селе Лычное Раненбургского района той же области, в 1934 году – в селе Большой Снежеток того же района. Был осужден по 58 статье УК РСФСР на 3 года.

Из Справки о регистрации духовенства уполномоченного Совета по делам РПЦ от 24 января 1947 года следует, что в качестве священника приходской общины Христорождественской церкви, находящейся в селе Старокленское, зарегистрирован священник Николай Николаевич Чучукин.

С момента открытия в 1945 году в храме велись ремонтно-реставрационные работы. Из указов Управляющего Тамбовской и Мичуринской Епархией Епископа Иоасафа от 6 августа 1953 года известно, что внутренний ремонт храма производится под контролем благочинного протоирея И.Свищева. На ремонтные работы по «благоустроению правого придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы» из Епархиальной кассы безвозвратно было субсидировано 5000 рублей.

Из архивных данных также доподлинно известно, что на произведенные ремонтные работы здания церкви за 1955 год в с. Старокленское было израсходовано 10 000рублей.

В период с 1955-1956 настоятелем храма  был священник Михаил Дьяконов.

В 1960 году была заменена кровля храма. Также был перекрыт и купол.

С 1962 года  настоятелем храма назначен протоиерей Николай Воропаев. 

 

Отец Николай Варапаев

Отец Николай Варапаев

В 1975 году церковь была электрифицирована.

В то время, когда храм был складским помещением, в храме была полностью разрушена отопительная система. Много лет храм не отапливался, и лишь в октябре 1976 года было проведено паровое отопление.

В 1985 году в храме были заменены полы, а в 1986 году обновляли иконостас. Работа была  выполнена под золото. Сам же иконостас главного алтаря – это копия иконостаса одного из храмов святой Афонской горы  в Греции.

В 1992 году настоятелем храма назначен протоиерей Николай Пузиков.

отец Николай Пузиков

отец Николай Пузиков

В 2004 году  на престольный праздник  Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) были  привезены и освящены семь колоколов, купленных на пожертвования прихожан. Они были установлены перед храмом. На освящения колоколов были приглашены все священники Первомайского района. Вначале  они отслужили совместный молебен, затем настоятель  храма отец Николай и присутствовавшие священнослужители окропили все колокола святой водой. После молебна в них мог позвонить любой желающий. В этот день колокольный звон в селе Старокленское не умолкал не на минуту.

Освящение колоколов 14 октября 2004г

Освящение колоколов 14 октября 2004г

Весной 2006 года усилиями жителей села колокола были  подняты на колокольню.

С ноября 2006 года  по февраль 2012 года настоятелем храма был иерей Игорь Мартынов.

иерей Игорь Мартынов

иерей Игорь Мартынов

В декабре 2011 года храм был газифицирован.

С марта 2012 года приход окормляет настоятель Христорождественского храма села Иловай-Рождественское протоиерей Сергий Баев.

протоиерей Сергий Баев

протоиерей Сергий Баев

В нашем храме пусто никогда не бывает. На  богослужения  приходят не только местные жители, но и жители окрестных сел: Змеевки, Новокленского, Новобогоявленского, Малого  Снежетка  и поселка Первомайский.

Так уж повелось: кто хоть раз побывал  в храме Рождества Христова, тот  с годами не прерывает этой связи.

В дни великих праздников в храме особенно многолюдно. Ярко горят свечи, звучат молитвенные песнопения, затрагивающие самые потаенные уголки человеческой души.

 

 

Неполный список священнослужителей

Христорождественского храма в период  с XVII  по XIX вв.

 

  • ·         Григорий уп.в 1676г
  • ·         Иоанн Григорьев род.5 мая 1700г
  • ·         Архип Феодоров уп.в 1783г
  • ·         Иоанн Алексиев ум.26 июня 1799г
  • ·         Авраамий Кодратов род.6 ноября 1799г
  • ·         Павел Аликсиев род.в том же году
  • ·         Иоанн Михеев упом. с 1801-1816; вторично с 1821-1830г
  • ·         Спиридон Иоаннов упом.с 1816-1821г.(за вхождение в скопческую секту запрещен)
  • ·         Иосиф Борисов Ракитин уп.с июля 1820-48г
  • ·         Александр Дмитриев Городков уп.с 22 декабря 1830-1854г
  • ·         Иоанн Михайлов Толпин уп.с 21 мая 1848-1871г
  •          Иоанн Герасимович Доброхотов сост.с 10 февраля 1854 г

Священник села Старо-Кленское Раненбургского уезда (с 1854 г.). Награжден набедренником (1871/72, №9). Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, за назидательную деятельность в прохождении пастырского служения (1872/73, №13). 30 марта 1874 года награжден скуфьей (1873/74, №19). 8 (20) мая 1874 года награжден камилавкой (1873/74, №20). Утвержден законоучителем в местном училище (1874/75, №12). Умер (1888, №23).

  • ·        Иоанн Павлович Столпов сост.с 12 сентября 1871г
  • ·        Дунаев Михаил

Диакон села Боршевое Скопинского уезда. Перемещен в село Снежеток Раненбургского уезда (1868/69, №5). Перемещен в село Старо-Кленское того же уезда (1872/73, №9). Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, за особенно исправное служение (1872/73, №13). Диакон, состоящий на вакансии псаломщика села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Почислен штатным диаконом (1885, №17).

  • ·        Девяткин Димитрий

Священник села Старое Кленское Раненбургского уезда. Назначен законоучителем в училище при деревне Змиевка того же уезда (1892, №7). Утвержден в должности законоучителя в Старокленском народном училище (вместо Змиевского) (1894, №1).

  • ·        Ракитин Иоанн

Дьячок села Старокленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Малый Снежеток того же уезда (1871/72, №9).

  • ·        Столпов Иоанн

Диакон села Агибалово Михайловского уезда. Рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда (1871/72, №3). Утвержден законоучителем в местной сельской школе (1875/76, №6)

  • ·        Покровский Николай †1877

Уволенный из Среднего отделения Рязанской Духовной семинарии. Определен на диаконское место к церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда (1865/66, №7). Перемещен в село Снежеток того же уезда на вакансию псаломщика (1872/73, №9). 8 (20) мая 1874 года награжден золотой медалью с надписью «за спасение погибавших» на Владимирской ленте за спасение станового пристава Тимирязева от угрожавшей ему опасности быть убитым (1873/74, №20). Умер (1877, б/н, 15.09)

  • ·        Митродоров Николай

Окончивший Раненбургское духовное училище. Определен на вакансию псаломщика в село Старокленское Раненбургского уезда (1885, №20).

  • ·        Муратовский Стефан †1889

Диакон Пензенской епархии, находившийся в селе Старо-Кленское Раненбургского уезда. Умер (1889, №22)

  • ·        Кротков Григорий

Псаломщик села Старокленское Раненбургского уезда. Уволен за штат (1885, №20).

  • ·        Кротков Феодор

Причетник села Старокленское Раненбургского уезда. Почислен исправляющим должность псаломщика той же церкви (1880, №12).

  • ·        Крючков Феодор

Исправляющий должность псаломщика села Старокленское Раненбургского уезда. Почислен штатным псаломщиком (1885, №17).

  • ·        Архангельский Василий

Окончивший Вифанскую духовную семинарию. Определен в число послушников Раненбургской Петропавловской пустыни (1879, №16). Определен причетником в село Старое Кленское (Знаменское) Раненбургского уезда (1881, №6). Определен исправляющим должность псаломщика в село Давыдово Касимовского уезда (1882, №24). Возвращен на прежнее место в село Старое Кленское (Знаменское) Раненбургского уезда (1884, №4).

  • ·        Бокин Василий †1880

Исправляющий должность псаломщика села Старокленское Раненбургского уезда. 8 (20) мая 1874 года награжден золотой медалью с надписью «за спасение погибавших» на Владимирской ленте за спасение станового пристава Тимирязева от угрожавшей ему опасности быть убитым (1873/74, №20). Умер (1880, №12, №16).

  • ·         Девяткин Василий Феодорович (Д. ? Адрес-календарь Рязанской губернии 1898)

 священник церкви села Старокленское (Старое Кленское) Раненбургского уезда (Адрес-календарь Рязанской губернии 1898 – Памятная книжка Рязанской губернии 1914). Награждён (13.04.1901) камилавкой (Церковные ведомости №18 1901). Благочинный 2-го округа Раненбургского уезда (Адрес-календарь Рязанской губернии 1912 — Памятная книжка Рязанской губернии 1914).

Материал составлен Ожерельевым Д.Ю.